Далее >> 5.2 Организация бухгалтерского учета на предприятии
 Главы Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 6 Глава 7 Глава 8 Глава 9 Глава 10 Глава 11 Глава 12 Глава 13 Глава 14 Глава 15 Глава 16
Электронный учебный комплекс «Бухгалтерский учет»

Глава 5. Организация бухгалтерского учета в Российской Федерации

5.1 Законодательное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации

Контрольные вопросы | Литература, задачи
 Заметки 
Cхемы
 
 Оглавление
 Об авторах
   
   
   
 
  

Методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ. Федеральные органы власти разрабатывают планы счетов бухгалтерского учета; положения по бухгалтерскому учету и другие нормативные акты, и методические указания по вопросам организации учета.

Система нормативно-законодательного регулирования бухгалтерского учета в РФ подразделяет все документы на четыре уровня.

Первый уровень – законодательные документы, устанавливающие общие обязательные правила и методологическую основу организации учета: Федеральный закон «О бухгалтерском учете» 129-ФЗ, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, другие законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.

Основы построения системы бухгалтерского учета в Российской Федерации определяются Концепцией бухгалтерского учета в рыночной экономике России. Концепция определяет основы организации и ведения бухгалтерского учета организациями всех отраслей хозяйства, видов деятельности и организационно-правовых форм и не заменяет никаких нормативных актов по бухгалтерскому учету.

Концепция определяет цели бухгалтерского учета в соответствии с потребностями внешних и внутренних пользователей финансовой информации.

Пользователи учетной информации подразделяются на две категории: внешние и внутренние, каждая из которых преследует свои интересы в отношении информации, предоставляемой организацией.

К внешним пользователям относятся – инвесторы, кредиторы, органы государственной власти, общественные организации. Внешних пользователей интересует такая информация, как платежеспособность, кредитоспособность, финансовое положение экономического субъекта.

К внутренним пользователям относятся: руководители, учредители, участники и собственники имущества организации. Внутренних пользователей больше интересует информация о затратах, формировании себестоимости продукции с целью осуществления контроля за хозяйственной деятельностью и составления планов, прогнозов и оценок.

В зависимости от удовлетворения интересов пользователей бухгалтерский учет подразделяется на финансовый и управленческий. Первый формирует и предоставляет информацию, ориентируясь на потребности внешних пользователей, второй направлен на удовлетворение запросов внутренних пользователей.

Финансовый и управленческий учет различаются по ряду признаков (см. таблицу 5.1)

Различия между финансовым и управленческим учетом

Таблица 5.1

Область сравнения

Финансовый учет

Управленческий учет

1

2

3

Пользователи информации

Внешние

Внутренние

Законодательное регулирование учета

Строгое

Не строгое

Обязательность ведения

Обязательно

Не обязательно

Измерители

Стоимостные

Все виды измерителей

Применение двойной записи

Обязательно

Не обязательно

Степень надежности информации

Надежная

Субъективная

Периодичность представления

Регламентируется законодательными актами по бухгалтерскому учету

Устанавливается руководством организации по мере возникновения необходимости

Главным нормативным документом, регулирующим организацию системы бухгалтерского учета в РФ является Федеральный Закон 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - закон). Он обязателен для применения организациями, находящимися на территории РФ, в том числе для филиалов и представительств иностранных организаций.

Закон устанавливает единую правовую и методологическую основу организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Основными целями законодательства в области бухгалтерского учета в РФ являются:
- обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;
- составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении, доходах и расходах организации.
В законе определены основные требования к ведению бухгалтерского учета:
- бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций должен вестись в валюте Российской Федерации - в рублях;
- имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации;
- бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- организация должна вести бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.

Хозяйственные операции, проводимые организацией должны оформляться оправдательными первичными документами, которые впоследствии систематизируются в регистрах бухгалтерского учета с целью отражения на счетах и формирования финансовой отчетности.

В соответствии с законом ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации и соблюдение законодательства несут руководители организации, которые либо учреждают бухгалтерскую службу, либо заключают договор на предоставление услуг по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности со специализированной организацией, либо имеют право вести учет лично.

Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ, контроль за движением имущества и выполнение обязательств.

Закон определяет правила представления финансовой отчетности. Отчетным годом для всех организаций является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно. Для вновь созданных организаций первым отчетным периодом является период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, для организаций, созданных после 1 октября – по 31 октября следующего года.

Организации представляют годовую бухгалтерскую отчетность собственникам, учредителям, государственным органам статистки по месту регистрации. Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность предоставляется в соответствии с законодательством РФ.

Второй уровень – представляет собой российские положения (стандарты) учета отдельных видов имущества, обязательств и хозяйственных операций. На сегодняшний день Минфином утверждено 20 положений по бухгалтерскому учету.

Третий уровень – инструкции и указания по отдельным вопросам бухгалтерского учета, утвержденные Минфином РФ, Центральным банком, Государственным комитетом по статистике (Госкомстатом, а в настоящее время – Федеральной службой государственной статистики или Росстатом), отраслевыми министерствами и ведомствами. Одним из основных документом третьего уровня является План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению.

Четвертый уровень – внутренние документы конкретной организации, утверждаемые руководителем. Они касаются вопросов особенностей учета затрат на производство и реализацию продукции и зависят от отраслевой принадлежности организации.

Основным документом этого уровня является учетная политика организации.

Под учётной политикой понимают принятую организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учёта – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Учетную политику определяет главный бухгалтер, а утверждает руководитель организации. Элементами учетной политики являются:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, состоящий как из синтетических, так и из аналитических счетов;
- формы первичных учетных документов, как установленные типовыми формами первичных учетных документов, так и разработанные с целью представления внутренней бухгалтерской отчетности;
- порядок и сроки проведения инвентаризации;
- методы оценки активов и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями;
- другие документы, необходимые для организации бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики соблюдаются принципы обособленности активов и обязательств организации; непрерывности деятельности; последовательности применения; временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

Принцип имущественной обособленности означает, что имущество и обязательства организации учитываются отдельно от имущества и обязательств ее собственников и контрагентов.

Принцип непрерывности деятельности предполагает, что не существует никаких причин, которые могли бы привести к ликвидации организации или по которым организации пришлось бы сократить объемы своей деятельности. То есть организация, возникнув однажды, будет существовать вечно.

Последовательность применения означает, что выбранная ученая политика должна применяться последовательно от одного отчетного периода к другому.

Временная определенность фактов хозяйственной деятельности означает, что факты хозяйственной деятельности относятся к тому отчётному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

Учетная политика организации может изменяться только в случаях:
- изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
- разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета, позволяющих предоставлять пользователям более достоверную информацию или значительно снизить трудоемкость учетного процесса;
- существенного изменения условий деятельности организации (реорганизации, смены собственников и т.д.).

Изменение учетной политики оформляется соответствующей организационно-распорядительной документацией – приказами, распоряжениями, - и вводится в действие с 1 января года, следующего за годом ее утверждения.

Последствия изменений учётной политики, существенно влияющие на имущественное и финансовое положение организации, отражают в бухгалтерской отчётности путём корректировки её данных за предшествующие отчётные периоды в целях сопоставимости с данными отчётного периода.

В настоящее время система бухгалтерского учета в Российской Федерации развивается в направлении перехода на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). В соответствии с подходами, принятыми в международной практике, дальнейшее развитие системы регулирования бухгалтерского учета будет направлено на создание модели учета, в которой были бы учтены интересы всех групп пользователей. Для достижения этой цели необходимо разумное сочетание деятельности органов государственной власти и профессионального сообщества.

К ведению органов государственной власти должны быть отнесены:
- выработка государственной политики в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
- совершенствование правовых основ бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
- установление процедуры одобрения МСФО и введение их в действие на территории Российской Федерации;
- организация разработки и утверждение российских стандартов и иных нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
- государственный контроль соблюдения законодательства в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
- мониторинг факторов, определяющих риски стабильности системы бухгалтерского учета и отчетности;
- взаимодействие с межгосударственными и межправительственными организациями в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности.

К ведению профессионального сообщества должны быть отнесены:
- представление и защита интересов профессионального сообщества;
- подготовка предложений по совершенствованию правовых основ бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
- участие в разработке проектов российских стандартов и иных нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности, а также разъяснений к ним;
- профессиональная общественная экспертиза МСФО в процессе одобрения их в Российской Федерации;
- разработка и распространение методических рекомендаций и информационных материалов (в том числе отраслевого характера) в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
- обобщение и распространение передового опыта ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности;
- разработка норм профессиональной этики и контроль соблюдения их членами профессионального сообщества;
- контроль за соблюдением членами профессионального сообщества стандартов бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
- повышение квалификации членов профессионального сообщества;
- мониторинг факторов, определяющих риски стабильности системы бухгалтерского учета и отчетности;
- взаимодействие с международными неправительственными организациями в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности.


СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ

СИСТЕМА НОРМАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РФ

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ – законодательные документы, устанавливающие общие обязательные правила и методологическую основу организации учета: Федеральный закон «О бухгалтерском учете» 129-ФЗ, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, другие законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ – представляет собой российские положения (стандарты) учета отдельных видов имущества, обязательств и хозяйственных операций. На сегодняшний день Минфином утверждено 20 положений по бухгалтерскому учету.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ – инструкции и указания по отдельным вопросам бухгалтерского учета, утвержденные Минфином РФ, Центральным банком, Государственным комитетом по статистике (Госкомстатом, а в настоящее время – Федеральной службой государственной статистики или Росстатом), отраслевыми министерствами и ведомствами.

ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ – внутренние документы конкретной организации, утверждаемые руководителем. Они касаются вопросов особенностей учета затрат на производство и реализацию продукции и зависят от отраслевой принадлежности организации.


Афоризм
Афоризм
Если хочешь, чтобы что-то было сделано, поручи это занятому человеку.
Стивен Кови

 
Наверх 5.2 Организация бухгалтерского учета на предприятии

Используются технологии uCoz