Далее >> 4.2. Способы исправления ошибок в первичных документах и учетных регистрах
 Главы Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 5 Глава 6 Глава 7 Глава 8 Глава 9 Глава 10 Глава 11 Глава 12 Глава 13 Глава 14 Глава 15 Глава 16
Электронный учебный комплекс «Бухгалтерский учет»

Глава 4. Документирование, регистрация и формы бухгалтерского учета

4.1. Первичные учетные документы, учетные регистры и их классификация

Контрольные вопросы | Литература, задачи
 Заметки 
Cхемы
 
 Оглавление
 Об авторах
   
   
   
 
  

Все факты хозяйственной деятельности экономического субъекта непрерывно регистрируются на счетах бухгалтерского учета. Основанием такого рода отражения служат первичные документы, подтверждающие законность и правомерность произведенных записей на счетах.

Первичные документы используются с целью управления хозяйственным процессом, то есть передачи распоряжений руководства непосредственно к исполнителям: распоряжения цехов служат основанием для отпуска материалов в производство со склада; счета на отгруженную продукцию служат основанием для перечисления денежных средств поставщикам и т.д.

Также первичные документы используются для проведения анализа создавшихся хозяйственных ситуаций и деятельности организации в целом. То есть помимо первичной «обосновательной» функции документация выполняет и контрольно-аналитическую.

Помимо экономической информации документы являются юридическим обоснованием произведенных хозяйственных операций. Таким образом, первичный учетный документ – это имеющее юридическую силу письменное свидетельство совершения хозяйственной операции.

Существует ряд общих требований, предъявляемых к документам: точность и полнота отражения фактов хозяйственной жизни; своевременность составления и понятность; соблюдение общеустановленных форм оформления. Записи в первичных документах должны быть четкими, без исправлений и помарок. Запрещается заполнение документов простым карандашом.

В бухгалтерском учете документооборот регулируется нормативными документами: Федеральным законом № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерскому отчетности, утвержденным приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34н. Документы, используемые для ведения и организации бухгалтерского учета содержатся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Организации могут использовать дополнительные формы, но только в том случае, если они будут отвечать предъявляемым к ним требованиям и утверждаться в установленном порядке.

Документы состоят из отдельных элементов – реквизитов, которые подразделяются на постоянные и переменные. К постоянным относятся: наименование и адрес предприятия, номер расчетного счета, склада, цеха и т.д. К переменным можно отнести: дату составления, количественную и стоимостную оценку факта хозяйственной жизни и т.д. К бухгалтерскому учету могут приниматься только документы, которые отвечают всем предъявляемым к ним требованиям. Первичные документы должны в обязательном порядке содержать:

  1. наименование и код формы (например, акт, расходный кассовый ордер и т.д.);
  2. дату составления (несет в себе порядково-контрольную функцию с целью обеспечения системности и упорядоченности отражения фактов хозяйственной деятельности и избежания повторного отражения операций на счетах);
  3. наименование организации, от имени которой составлен документ (ранжирует хозяйственные операции по конкретным дебиторам и кредиторам);
  4. содержание факта хозяйственной жизни (представляет экономических смысл происходящего);
  5. количественную и стоимостную оценку факта хозяйственной жизни (служит основанием оценки факта хозяйственной деятельности);
  6. наименование должностных лиц, ответственных за совершение факта хозяйственной жизни и правильность его оформления, а также их личные подписи и расшифровки (выполняет контрольную функцию).

Приказом руководства организации утверждается список лиц, имеющих право подписи финансовых и хозяйственных документов.

Помимо указанных обязательных реквизитов в документе могут содержаться и дополнительные реквизиты, в зависимости от рода деятельности организации и для обеспечения понятности происходящего факта хозяйственной жизни.
Первичные учетные документы должны составляться в момент совершения факта хозяйственной деятельности или непосредственно после его осуществления.

Первичные учетные документы включают в свой состав бланки строгой отчетности (бланки удостоверений, дипломов и т.д.), учет которых организуется на одноименном забалансовом счете без применения двойной записи.

В ходе осуществления хозяйственной деятельности организации используется довольно большое количество документов, которые различаются по назначению и способу отражения на них хозяйственных операций. В связи с этим документы принято классифицировать по однородным признакам: по назначению, по степени обобщения (порядку составления), по способу охвата фактов хозяйственной жизни, по месту составления, количеству учетных позиций, характеру фактов хозяйственной жизни.

По назначению документы подразделяются на организационно-распорядительные, оправдательные, бухгалтерского оформления и комбинированные.

Организационно-распорядительные не являются основанием для произведения учетных записей на счетах бухгалтерского учета, а носят распорядительный характер. К ним относятся: доверенности, платежные поручения, банковские чеки и т.д.

Оправдательные документы подтверждают и служат основанием совершения факта хозяйственной жизни, а также являются основанием для записей на счетах. К их числу относятся: кассовые ордера, накладные на отпуск материалов, таварно-транспортные накладные и т.д.

Документы бухгалтерского оформления составляются работниками бухгалтерской службы на основании распорядительных или оправдательных документов с целью определения корреспондирующих счетов бухгалтерского учета.
Комбинированные документы чаще всего используются на практике и включают в себя различные признаки: распорядительных и оправдательных (расчетно-платежная ведомость); оправдательных и бухгалтерского оформления (авансовый отчет); распорядительных, оправдательных и бухгалтерского оформления (расходный кассовый ордер).

По степени обобщения (порядку составления) документы подразделяются на первичные (составляются в момент совершения хозяйственной операции – счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и т.д.) и вторичные (обобщают данные первичных документов – отчет материально ответственного лица на основании приходных и расходных документов).

По способу охвата фактов хозяйственной жизни документы подразделяют на разовые (служат для оформления одного факта хозяйственной жизни – приходный кассовый ордер, требование на выдачу материалов) и накопительные (оформляют однородные, повторяющиеся факты хозяйственной жизни – например, лимитно-заборная карта).

По месту составления документы делятся на внутренние (оформленные на данном предприятии) и внешние (поступившие в организацию от других юридических и физических лиц).

По количеству учетных позиций документы подразделяются на однострочные (содержат одну позицию – например, наряды на выполнение работ) и многострочные (состоящие из нескольких позиций – счета, накладные и т.д.)

По характеру фактов хозяйственной жизни документы делятся на кассовые, банковские, материальные и расчетные.

В Российской Федерации с целью однозначности понимания и единообразия оформления установлена система стандартов документов, определяющая требования, предъявляемые к ним.

Стандарты основаны на унификации – то есть разработке требований к документам, отражающим однородные операции, совершаемые на различных предприятиях, и на стандартизации – установлении строгих ограничений в отношении размеров и правил размещения надписей в документах.

Организации вправе вносить какие-либо дополнения в унифицированные формы, однако изменение установленных форм запрещено.

Данные первичных учетных документов после проверки правильности заполнения и принятия к бухгалтерскому учету отражаются в учетных регистрах бухгалтерского учета, которые являются основой для составления бухгалтерской отчетности.

Регистр бухгалтерского учета - это таблица определенной формы, построенная в соответствии с экономической группировкой данных об имуществе и источниках его образования и служащая для отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

Учётные регистры группируют по внешнему виду и по назначению.

В зависимости от внешнего вида различают регистры в виде книг, карточек и ведомостей (свободных листов).
Книги имеют двустороннее строение: на одной стороне производятся дебетовые записи, а на другой – кредитовые. Бухгалтерские книги в настоящее время применяются только при учете некоторых часто повторяющихся операций (например, при осуществлении операций по кассе, кассир заполняет кассовую книгу).

Карточки используются для отражения операций в денежном и количественном выражении, изготавливаются типографским способом и имеют одностороннюю структуру: дебетовые и кредитовые оборы размещаются на одной стороне.

Ведомости имеют самое распространенное использование, так как позволяют отражать информацию по данным синтетического и аналитического учета.

По назначению регистры подразделяются на хронологические и систематические.

Хронологические регистры предназначены для регистрации записей о хозяйственных операциях в хронологическом порядке по мере их совершения (регистрационный журнал документов или мемориальных ордеров, журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров и др.).

Систематические регистры используют для систематизации данных бухгалтерских документов на счетах синтетического и аналитического учёта – в Главной книге, лицевых счетах работников, карточках учёта материалов и др.


СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ

ПЕРВИЧНЫЙ УЧЕТНЫЙ ДОКУМЕНТ – это имеющее юридическую силу письменное свидетельство совершения хозяйственной операции


КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕРВИЧНЫХ УЧЕТНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Признак

Виды первичных документов

Назначение

  1. организационно-распорядительные,
  2. оправдательные,
  3. бухгалтерского оформления,
  4. комбинированные
  5.  

Степень обобщения

первичные,
вторичные

Способ охвата фактов хозяйственной жизни

разовые,
накопительные

Место составления

внутренние,
внешние

Количество учетных позиций

однострочные.
многострочные

Характер фактов хозяйственной жизни

кассовые,
банковские,
материальные,
расчетные


РЕГИСТР БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА - это таблица определенной формы, построенная в соответствии с экономической группировкой данных об имуществе и источниках его образования и служащая для отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета


КЛАССИФИКАЦИЯ РЕГИСТРОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Признак

Виды регистров

Внешний вид

книги,
карточки,
ведомости

Назначение

хронологические,
систематические


Афоризм
Афоризм
Да, жизнь - это безумие. Но великая мудрость заключается в том, чтобы верно выбрать себе безумие.
Пауло Коэльо

 
Наверх 4.2. Способы исправления ошибок в первичных документах и учетных регистрах

Используются технологии uCoz