Термин «баланс» в переводе с французского означает «весы». Бухгалтерский баланс «уравновешивает» средства, которыми располагает конкретный хозяйствующих субъект и источники поступления этих средств, взаимоувязывая экономическое и юридическое положение организации. Иными словами сущность метода балансового обобщения состоит в тождественности суммарного значения показателей балансового уравнения:
СРЕДСТВА = ИСТОЧНИКИ ПОСТУПЛЕНИЯ СРЕДСТВ
Бухгалтерский баланс – это способ обобщения и группировки имущества и прав организации и источников их образования в денежной оценке на определенную дату: на дату создания организации; конец отчетного периода; в случае санации (лат. – лечение, оздоровление), ликвидации и т.д.
Часто баланс сравнивают с фотографическим снимком организации на котором изображено: чем и за счет каких источников располагает предприятие.
Средства включают в свой состав все имущество и права организации, которые активно участвуют в процессе формирования будущих экономически выгод от их использования. В бухгалтерском балансе средства организации носят название «активы».
Источники образования средств представляют собой капитал, за счет которого сформировано имущество. Капитал организации подразделяется на собственный (внесенный при создании предприятия собственниками) и заемный (задолженность или обязательства организации перед банками, бюджетом, другими юридическими и физическими лицами). В бухгалтерском балансе источники образования средств организации носят название «пассивы».
Балансовое уравнение можно представить в следующем виде:
АКТИВЫ = ПАССИВЫ
или
ИМУЩЕСТВО + ПРАВА = КАПИТАЛ + ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Бухгалтерский баланс является важнейшей формой финансовой отчетности, которая является основной для принятия экономических решений инвесторами, акционерами, руководством организации. Руководствуясь данными баланса можно сделать выводы о способности организации вовремя погасить имеющиеся обязательства, о перспективах ее дальнейшего развития, о возможности погасить долги перед акционерами в случае банкротства и т.д.
При построении бухгалтерского баланса необходимо соблюдение следующих принципов: денежного измерения; обособленности имущества; непрерывности деятельности; учета по себестоимости и двойственности.
Принцип денежного измерения подразумевает осуществление сбора, регистрации и обобщения информации о средствах организации и их источниках в денежных единицах.
Принцип обособленности имущества состоит в необходимости отдельного учета активов и обязательств организации от активов и обязательств ее собственников и других юридических и физических лиц. Имущество, не принадлежащее организации на правах собственности, должно учитываться в системе забалансовых счетов.
Принцип непрерывности деятельности является важнейшим допущением, в соответствии с которым организация осуществляет свою деятельность постоянно и у нее отсутствует в обозримом будущем необходимость в ликвидации.
Принцип учета по себестоимости означает, что все активы организации должны учитываться по исторической стоимости их приобретения, то есть по цене покупки и расходам, связанным с их доставкой, установкой, наладкой и пуском в эксплуатацию.
Принцип двойственности состоит в том, что любая хозяйственная операция затрагивает два объекта бухгалтерского учета. Например, поступление закупленных у поставщиков материалов, с одной стороны увеличивает имущество предприятия, а с другой уменьшает задолженность поставщиков перед организацией.
Существуют различные виды бухгалтерских балансов, которые классифицируются по различным признакам.
1. Классификация по срокам составления подразделяет бухгалтерские балансы на:
- вступительные - составляются один раз, на момент регистрации устава организации. Различают вступительный баланс вновь созданного предприятия и основанного на условиях правопреемственности (т.е. вступительный баланс может соответствовать ликвидационному балансу организации, на базе которой создается новая). Перед составлением вступительного баланса как правило проводится инвентаризация и оценка активов организации; - текущие –составляются периодически в течение всего срока существования организации; - санируемые – составляются в случае необходимости принятия решения о возможности дальнейшего существования организации, в случае проведения ряда процедур финансового оздоровления. Данный баланс составляется независимыми аудиторами и часто отличается значительной уценкой статей баланса, составляемого сотрудниками организации; - ликвидационные – составляются в течение периода ликвидации организации и основываются на иных принципах оценки имущества – не по учетной стоимости, а по цене возможной реализации; - разделительный и объединительный балансы – составляются в периоды разъединения (объединения) юридических лиц.
2. Классификация по источникам составления ранжирует балансы на: - инвентарные –составляются по данным инвентаризационных описей средств и источников их поступления. Примером является вступительный баланс;
- книжные – разрабатываются на основе текущих данных бухгалтерского учета (текущие балансы); - генеральные балансы – наиболее реально представляют финансово-экономическое состояние хозяйствующего субъекта, так как основываются на текущих данных бухгалтерского учета и результатах проведенной инвентаризации.
3. Классификация по объему информации подразделяет бухгалтерские балансы на:
- единичные – отражают деятельность одной компании; - консолидированные – в них отражаются результаты деятельности материнской и дочерних организаций, групп компаний (концернов, холдингов).
4. По объекту отражения балансы подразделяются на:
- самостоятельные балансы – составляются юридическими лицами;
- отдельные балансы – составляются филиалами и представительствами, которые не имеют статуса юридического лица.
5. По способу очистки выделяют балансы: - баланс – брутто – включает в себя регулирующие статьи, необходимые дляпроведения научных исследований, составления прогнозов и выработки дальнейшей тактики и стратегии управления организацией; - баланс – нетто – исключает регулирующие статьи (амортизация основных средств и нематериальных активов, использование прибыли) и является действующей формой отчетности. Баланс – нетто представляет собой наиболее реальную оценку имущества и обязательств организации.
6. По форме представления информации балансы подразделяют на: - сальдовый баланс – составляется бухгалтерскими работниками организации путем подсчета остатков (сальдо) по счетам; - оборотный баланс – составляется как промежуточный рабочий документ, используемый при составлении вступительного, заключительного и ликвидационного балансов. Оборотный баланс включает в себя кроме остатков по счетам на начало и конец отчетного периода данные о движении объектов бухгалтерского учета (обороты по счетам).
СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС – это способ обобщения и группировки имущества и прав организации и источников их образования в денежной оценке на определенную дату
БАЛАНСОВОЕ УРАВНЕНИЕ
ИМУЩЕСТВО + ПРАВА = КАПИТАЛ + ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА
ПРИНЦИП ДЕНЕЖНОГО ИЗМЕРЕНИЯ подразумевает осуществление сбора, регистрации и обобщения информации о средствах организации и их источниках в денежных единицах.
ПРИНЦИП ОБОСОБЛЕННОСТИ ИМУЩЕСТВА состоит в необходимости отдельного учета активов и обязательств организации от активов и обязательств ее собственников и других юридических и физических лиц.
ПРИНЦИП НЕПРЕРЫВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ является важнейшим допущением, в соответствии с которым организация осуществляет свою деятельность постоянно и у нее отсутствует в обозримом будущем необходимость в ликвидации.
ПРИНЦИП УЧЕТА ПО СЕБЕСТОИМОСТИ означает, что все активы организации должны учитываться по исторической стоимости их приобретения, то есть по цене покупки и расходам, связанным с их доставкой, установкой, наладкой и пуском в эксплуатацию.
ПРИНЦИП ДВОЙСТВЕННОСТИ состоит в том, что любая хозяйственная операция затрагивает два объекта бухгалтерского учета.
КЛАССИФИКАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКИХ БАЛАНСОВ ПО СРОКАМ СОСТАВЛЕНИЯ
- вступительные - составляются один раз, на момент регистрации устава организации. Различают вступительный баланс вновь созданного предприятия и основанного на условиях правопреемственности (т.е. вступительный баланс может соответствовать ликвидационному балансу организации, на базе которой создается новая). Перед составлением вступительного баланса как правило проводится инвентаризация и оценка активов организации;
- текущие – составляются периодически в течение всего срока существования организации;
- санируемые – составляются в случае необходимости принятия решения о возможности дальнейшего существования организации, в случае проведения ряда процедур финансового оздоровления. Данный баланс составляется независимыми аудиторами и часто отличается значительной уценкой статей баланса, составляемого сотрудниками организации;
- ликвидационные – составляются в течение периода ликвидации организации и основываются на иных принципах оценки имущества – не по учетной стоимости, а по цене возможной реализации;
- разделительный и объединительный балансы – составляются в периоды разъединения (объединения) юридических лиц
КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ИСТОЧНИКАМ СОСТАВЛЕНИЯ
- инвентарные – составляются по данным инвентаризационных описей средств и источников их поступления. Примером является вступительный баланс;
- книжные – разрабатываются на основе текущих данных бухгалтерского учета (текущие балансы);
- генеральные балансы – наиболее реально представляют финансово-экономическое состояние хозяйствующего субъекта, так как основываются на текущих данных бухгалтерского учета и результатах проведенной инвентаризации.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ОБЪЕМУ ИНФОРМАЦИИ
- единичные – отражают деятельность одной компании;
- консолидированные – в них отражаются результаты деятельности материнской и дочерних организаций, групп компаний (концернов, холдингов)
- отдельные балансы – составляются филиалами и представительствами, которые не имеют статуса юридического лица
КЛАССИФИКАЦИЯ ПО СПОСОБУ ОЧИСТКИ
- баланс – брутто – включает в себя регулирующие статьи, необходимые дляпроведения научных исследований, составления прогнозов и выработки дальнейшей тактики и стратегии управления организацией;
- баланс – нетто – исключает регулирующие статьи (амортизация основных средств и нематериальных активов, использование прибыли) и является действующей формой отчетности. Баланс – нетто представляет собой наиболее реальную оценку имущества и обязательств организации
КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ФОРМЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
- сальдовый баланс – составляется бухгалтерскими работниками организации путем подсчета остатков (сальдо) по счетам;
- оборотный баланс – составляется как промежуточный рабочий документ, используемый при составлении вступительного, заключительного и ликвидационного балансов. Оборотный баланс включает в себя кроме остатков по счетам на начало и конец отчетного периода данные о движении объектов бухгалтерского учета
Афоризм
Я рожден, и это все, что необходимо, чтобы быть счастливым.