Далее >> 8.3 Учет расчетов по налогу на добавленную стоимость
 Главы Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 Глава 6 Глава 7 Глава 9 Глава 10 Глава 11 Глава 12 Глава 13 Глава 14 Глава 15 Глава 16
Электронный учебный комплекс «Бухгалтерский учет»

Глава 8. Учет расчетов

8.2 Учет расчетов с поставщиками и покупателями

Контрольные вопросы | Литература, задачи
 Заметки 
 
 Оглавление
 Об авторах
   
   
   
 
  

Для бухгалтерского учета расчетов с поставщиками предназначен счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», который используется для обобщения информации о расчетах с поставщиками: за оказанные услуги, выполненные работы, отгруженные товары, расчетные документы по которым акцептованы (получено согласие на оплату); неотфактурованные поставки (поставки, по которым не поступили расчетные документы от поставщиков).

По кредиту счета отражается задолженность организации перед поставщиками за полученные товарно-материальные ценности, оборудование, основные средства, нематериальные активы, товары. В этом случае счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» корреспондирует с дебетом счетов: 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме», 41 «Товары».

Налог на добавленную стоимость (НДС) по приобретенным ценностям необходимо учитывать отдельно, так как он будет корректировать сумму налога, которую организация должна будет заплатить в бюджет. В бухгалтерском учете данный факт отражается следующим образом.

Пример. В организацию от поставщиков поступили материалы стоимостью 141 600 руб. (в т.ч. НДС – 21 600 руб.). Оплата за материалы произведена с расчетного счета организации.
В бухгалтерском учете необходимо сделать следующие записи.

Поступили материалы:
Д-т 10 «Материалы»
К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» -                                             120 000 руб.

Выделен НДС по поступившим материалам:
Д-т 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»
К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» -                                             21 600 руб.

Произведена оплата за материалы:
Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
К-т 51 «Расчетные счета» -                                                                                        141 600 руб.

Сумма НДС принята к зачету:
Д-т 68 «Расчеты по налогам и сборам»
К-т 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» -      21 600 руб.

При получении организацией услуг, включаемых в стоимость работ по обычным видам деятельности, например, стоимость потребленной электроэнергии, топлива, воды, счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется в корреспонденции со счетами: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу».

При отражении задолженности за оказанные услуги по исправлению барака, при оказании услуг сторонними организациями для нужд обслуживающих производств, кредитуется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и дебетуются счета: 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».

Возврат ранее полученных авансов поставщиками в случае недовыполнения условий договоров отражается по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» дебетуется:
- при выполнении обязательств перед поставщиками за счет средств организации или предоставленных кредитов и займов – К-т счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 55 «Специальные счета в банках», 52 «Валютные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»;
- при уменьшении задолженности перед поставщиками за счет ранее выданных им авансов – К-т счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Авансы выданные»;
- при уменьшении задолженности перед поставщиками за счет зачета их задолженности за приобретенные у организации товары и услуги – К-т счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
- при уменьшении задолженности вследствие пересмотра условий договора после утверждения годовой бухгалтерской отчетности – К-т счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Если материалы, товары, услуги и работы оказываются поставщиками после предварительной оплаты, то к счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» необходимо открыть субсчет «Авансы выданные».

Пример. В счет предстоящей поставки материалов организацией был перечислен аванс поставщику на сумму 236 000 руб. ( в т.ч. НДС – 36 000 руб.). После поступления денежных средств на расчетный счет поставщика, материалы были поставлены в соответствии с договорными условиями.

В бухгалтерском учете необходимо сделать записи.

Перечислен аванс в размере 100 % стоимости материалов:
Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Авансы выданные»
К-т 51 «Расчетные счета» -                                                                          236 000 руб.

Поступили материалы:
Д-т 10 «Материалы»
К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» -                                             200 000 руб.

Выделен НДС по поступившим материалам:
Д-т 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»
К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» -                                             36 000 руб.

Зачтен ранее перечисленный аванс:
Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,
субсчет «Авансы выданные» -                                                                                  236 000 руб.

НДС принят к вычету:
Д-т 68 «Расчеты по налогам и сборам»
К-т 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» -      36 000 руб.

Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется по каждому предъявленному счету и поставщику.

Для бухгалтерского учета расчетов с покупателями предназначен счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Данный счет дебетуется в корреспонденции со счетами 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» на суммы, на которые предъявлены расчетные документы. Кредитуется счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в корреспонденции со счетами учета денежных средств и поступивших платежей по расчетам.

Аналитический учет ведется по каждому предъявленному счету и покупателю.

Пример. Организация отгрузила продукцию на сумму 15 340 руб. (в т.ч. НДС – 2 340 руб.), покупателям был выставлен счет-фактура. Денежные средства от покупателей поступили на расчетный счет организации.

В бухгалтерском учете необходимо сделать следующие записи на счетах.

Выставлен счет покупателям продукции:
Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
К-т 90 «Продажи» -                                                                                                    15 340 руб.

Начислен НДС в бюджет:
Д-т 90 «Продажи»
К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам» -                                                                  2 340 руб.

Поступили денежные средства от покупателей:
Д-т 51 «Расчетные счета»
К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» -                                                 15 340 руб.

Если в счет предстоящей поставки товаров от покупателей был получен аванс, то в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации с суммы полученного аванса необходимо начислить задолженность в бюджет по НДС:
Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные»
К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам».

После поставки товаров необходимо восстановить ранее выделенный с аванса НДС и зачесть сумму полученного аванса.

Пример. Организация получила аванс в сумме 5 900 руб. в счет предстоящей поставки материалов.

В бухгалтерском учете данная ситуация отразится следующим образом.

Получен аванс от покупателей материалов:
Д-т 51 «Расчетные счета»
К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные» - 5 900 руб.

Выделен НДС с суммы полученного аванса:
Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные»
К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам» -                                                                  900 руб.
(если ставка НДС – 18% - (5 900 : 118 * 18)

После отгрузки материалов будут сделаны записи.
Отгружены материалы:
Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
К-т 90 «Продажи» -                                                                                                    5 900 руб.

Восстановлен НДС с аванса:
Д-т 68 «Расчеты по налогам и сборам»
К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные» - 900 руб.

Начислен НДС в бюджет:
Д-т 90 «Продажи»
К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам» -                                                                  900 руб.

Зачтен аванс, полученный от покупателей.
Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные»
К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» -                                                 5 900 руб.

Часто возникают ситуации, когда между организациями заключены договоры на поставку продукции, товаров, работ, услуг, а расчеты денежными средствами не возможны. Причем у контрагентов имеются взаимные кредиторские и дебиторские задолженности. В таких случаях взаимные обязательства возможно прекратить при помощи проведения взаимозачетных операций.

В соответствии с нормами ст. 410 Гражданского кодекса РФ для проведения взаимозачета необходимо соблюдение двух условий:

  • однородность встречных требований;
  • факт наступления срока погашения обязательств.

Однородные встречные требования – это требования, которые могут быть сведены к эквиваленту, например, обязательства сторон друг перед другом должны быть качественно сопоставимы (деньги и деньги, товары и товары).

Обязательным условием, предшествующим взаимозачетной операции, является сверка взаиморасчетов и оформление акта этой сверки. Акт составляют по данным бухгалтерского учета сторон в произвольной форме, в нем указывают: номера договоров и первичных документов, по которым возникли задолженности, суммы задолженностей с выделением НДС.

После оформления акта сверки одна из сторон в письменной форме представляет заявление о проведении зачета, подписанное руководителем организации и главным бухгалтером. После получения этого заявления другой стороной, взаимозачетная сделка вступает  в силу.

Пример. Организация А отгружает организации Б продукцию на сумму 10 620 руб. (в т.ч. НДС – 1 620 руб.). Организация Б поставляет организации А материалы на такую же сумму. Расчет между контрагентами осуществляется посредством проведения взаимозачетной операции.

В бухгалтерском учете организации А данная ситуация отразится следующим образом:.

Отгружена продукция организации Б:
Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
К-т 90 «Продажи» -                                             10 620 руб.

Начислен НДС в бюджет:
Д-т 90 «Продажи»
К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам» -          1 620 руб.

Получены материалы от поставщиков:
Д-т 10 «Материалы»
К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 9 000 руб.

Отражается НДС по полученным материалам:
Д-т 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»
К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» -                               1 620 руб.

Производится зачет взаимных требований:
Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» -                        9 000 руб.

НДС перечисляется поставщикам с расчетного счета:
Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
К-т 51 «Расчетные счета» -                                                               1 620 руб.

НДС принят к вычету:
Д-т 68 «Расчеты по налогам и сборам»
К-т 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» - 1 620 руб.

Организация Б произведет аналогичные записи на счетах бухгалтерского учета по взаимозачетным операциям с организацией А.

Если в ходе расчетов между контрагентами из-за несоблюдения условий договора возникли претензии, в бухгалтерском учете используется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям».

На фактическую себестоимость недостающих, испорченных ценностей выполняется запись:
Д-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям»
К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

В дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям» также списываются:
- суммы завышения цен и тарифов, арифметических ошибок, несоответствия качества оприходованных ценностей в корреспонденции с кредитом счетов 10 «Материалы», 41 «Товары»;
- стоимость брака и потерь, возникших по вине поставщиков, в корреспонденции с кредитом счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве»;
- ошибочно списанные (перечисленные) по счетам организации суммы в корреспонденции с кредитом счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

Суммы взыскиваемых с контрагентов неустоек (пеней, штрафов) включаются в состав прочих доходов и отражаются записью:
Д-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям»
К-т 91 «Прочие доходы и расходы».

Суммы, поступившие в порядке удовлетворения предъявленных претензий, учитываются следующим образом:
Д-т 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках»
К-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям».

Афоризм
Афоризм
Я интересуюсь будущим потому, что собираюсь провести там всю свою остальную жизнь.
Ч. Кеттеринг

 
Наверх 8.3 Учет расчетов по налогу на добавленную стоимость

Используются технологии uCoz