Бухгалтерский баланс является основной формой бухгалтерской отчетности, которая позволяет проанализировать важнейшие показатели работы организации.
Бухгалтерский баланс состоит из двух частей: актива и пассива. В активе указывают стоимость имущества организации (нематериальных активов, основных средств, материалов, товаров и т.д.), а также сумму дебиторской задолженности. В пассиве отражают сумму собственного капитала фирмы и ее кредиторской задолженности.
Эти показатели указывают в балансе по состоянию на отчетную дату 31 марта (баланс за I квартал), 30 июня (баланс за первое полугодие), 30 сентября (баланс за 9 месяцев) и 31 декабря (баланс за прошедший год).
В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные. Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные.
При составлении баланса необходимо соблюдать два основных принципа: невозможности взаимозачета и отражения амортизируемого имущества по остаточной стоимости.
Принцип невозможности взаимозачета заключается в запрете на зачет показателей актива и пассива баланса. Например, в балансе числится задолженность подотчетных лиц перед организацией, не погашенная на отчетную дату в сумме 6 000 рублей. Однако организация, в свою очередь, должна сотрудникам денежные средства в сумме 1 500 рублей. В этой ситуации долг сотрудников отражают в активе, а задолженность перед ними организации - в пассиве бухгалтерского баланса.
Принцип отражения амортизируемого имущества по остаточной стоимости иллюстрируется следующим примером. Например, стоимость основных средств, которые принадлежат организации, составляет 660 000 рублей. На отчетную дату по ним начислена амортизация в сумме 80 000 рублей. В балансе организация указывает остаточную стоимость основных средств в размере 580 000 рублей (660 000 - 80 000).
Все статьи баланса разбиты на группы.
Актив состоит из следующих групп:
- нематериальные активы;
- основные средства;
- доходные вложения в материальные ценности;
- финансовые вложения;
- запасы;
- налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
- дебиторская задолженность;
- денежные средства.
Отчёт о прибылях и убытках характеризует основные результаты деятельности организации за отчетный период. Доходы и расходы в этом отчете подразделяются на доходы и расходы от обычных видов деятельности и прочие.
Отчет о прибылях и убытках содержит следующие основные показатели:
- валовая прибыль (разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и т.п. налогов и обязательных платежей (нетто-выручка) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг (кроме коммерческих и управленческих расходов);
- прибыль/убыток от продаж (разница между валовой прибылью и коммерческими и управленческими расходами);
- прибыль/убыток до налогообложения (прибыль/убыток от продаж + проценты к получению + доходы от участия в других организациях + прочие доходы – проценты к уплате);
- прибыль/убыток от обычной деятельности (прибыль/убыток до налогообложения – налог на прибыль);
Чтобы привести бухгалтерский учет финансовых результатов в соответствие с налоговым учетом в отчете также указывают отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства и сумму начисленного налога на прибыль.
Отчет об изменениях капитала раскрывает информацию о наличии и изменениях уставного (складочного) капитала, резервного капитала и других составляющих капитала организации. Он состоит из двух разделов и содержит следующие показатели.
Первый раздел характеризует изменения капитала и включает показатели за отчетный и предшествующий год:
1. Величина капитала на начало отчетного периода.
2. Увеличение капитала – всего, в том числе:
- за счет дополнительного выпуска акций;
- за счет переоценки имущества;
- за счет прироста имущества;
- за счет реорганизации юридического лица (слияние, присоединение);
- за счет доходов, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета и отчетности относятся непосредственно на увеличение капитала.
3. Уменьшение капитала – всего, в том числе:
- за счет уменьшения номинала акций;
- за счет уменьшения количества акций;
- за счет реорганизации юридического лица (разделение, выделение);
- за счет расходов, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета и отчетности относятся непосредственно в уменьшение капитала.
4. Величина капитала на конец отчетного периода.
Второй раздел посвящен резервам и содержит показатели за отчетный и предыдущий периоды по следующим разделам.
1. Резервы, образованные в соответствии с законодательством.
2. Резервы, образованные в соответствии с учредительными документами.
3. Оценочные резервы.
4. Резервы предстоящих расходов.
В отчете о движении денежных средств отражаются данные о фактическом поступлении и расходовании денежных средств в организации за год.
Отчет о движении денежных средств характеризует изменения в финансовом положении организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.
Текущей считают основную (уставную) деятельность фирмы, направленную на реализацию ее основных целей и задач (выпуск готовой продукции, продажа товаров и т.д.).
Инвестиционная деятельность связана с вложениями в недвижимость, оборудование, нематериальные и другие внеоборотные активы. Помимо этого к инвестиционной деятельности относятся долгосрочные финансовые вложения фирмы (покупка ценных бумаг, вклады в уставные капиталы и т.п.).
Краткосрочные вложения (на срок не более 12 месяцев), например выдача займов другим фирмам, а также выпуск облигаций считаются финансовой деятельностью.
При составлении отчета используется информация данных бухгалтерского учета по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках».
Отчет о движении денежных средств должен содержать следующие числовые показатели.
Остаток денежных средств на начало отчетного периода.
Движение денежных средств по текущей деятельности.
Движение денежных средств по инвестиционной деятельности.
Движение денежных средств по финансовой деятельности.
Остаток денежных средств на конец отчетного периода.
Приложение к бухгалтерскому балансу подробно расшифровывает некоторые показатели самого баланса. Например, сведения об основных средствах и нематериальных активах в балансе приведены по остаточной стоимости и в целом по аналитическим счетам. В приложениях эти данные отражаются более детально - по группам или отдельным их видам в балансовой оценке, а также с указанием сумм начисленной амортизации.
По имуществу (основным средствам и нематериальным активам) и некоторым видам расходов в приложении необходимо раскрыть их движение за отчетный период - показать их наличие на начало отчетного года, поступление и выбытие в течение года, а также вывести сальдо на конец отчетного года.
Приложение состоит из следующих разделов:
Нематериальные активы.
Основные средства.
Доходные вложения в материальные ценности.
Расходы по НИОКР.
Расходы на освоение природных ресурсов.
Финансовые вложения.
Дебиторская и кредиторская задолженность.
Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат).
Обеспечения.
Государственная помощь.
В отличие от других форм отчетности данные в приложении к балансу в основном приводятся только за отчетный год. Отчет о целевом использовании полученных средств включает в себя информацию за отчетный и предыдущий годы по следующим показателям:
Остаток средств на начало отчетного года.
Поступления средств.
Использование средств на конкретные цели.
Остаток средств на конец отчетного года.
В пояснительной записке указываются дополнительные сведения о финансовом положении организации, не нашедшие отражения в основных формах отчетности. Эти сведения могут носить описательный характер.
Оформляется пояснительная записка только при сдаче годовой бухгалтерской отчетности и составляется в произвольной форме.
Обычно в пояснительной записке содержится информация следующего характера:
- сведения о деятельности фирмы;
- изменения в учетной политике;
- сведения о финансовой деятельности, например, покупке акций других предприятий;
- сведения об инвестиционной деятельности фирмы, например, развитии материально-технической базы;
- информация о дочерних и зависимых обществах, например, размер доли в чужих уставных капиталах;
- сведения о реорганизации фирмы;
- события после отчетной даты и др.
Составление бухгалтерской отчётности – заключительный этап учётного процесса, завершающий месячный (или годовой) учётный цикл. При этом начальный этап учётного процесса связан с документированием хозяйственных операций и получением первичных данных об имуществе, обязательствах и хозяйственных процессах в организации.
Данные первичных документов отражают в регистрах хронологического и систематического (синтетического и аналитического) учёта, формы которых зависят от применяемой организацией формы бухгалтерского учёта и технологии обработки учётной информации (вручную или автоматизированным способом с использованием компьютерных программ).
В конце месяца после обобщения записей на счетах составляют оборотные ведомости по синтетическим и аналитическим счетам, проводят сверку итогов оборотных ведомостей по аналитическим счетам с остатками и оборотами соответствующих синтетических счетов, обеспечивая тождество записей на синтетических и аналитических счетах. Полноту отражения хозяйственных операций на счетах проверяют путём сверки итога регистрационного журнала с итогом оборотов по синтетическим счетам.
Проверенные данные синтетического и аналитического учёта используют для составления баланса и других форм отчётности. Тем самым обеспечивается органическое единство бухгалтерской отчётности с первичными документами и учётными регистрами, реализуется требование достоверности отчётной информации.
Составлению годовой бухгалтерской отчётности предшествует подготовительная работа, которая состоит из нескольких этапов.
Первый этап связан с проверкой наличия всех первичных документов, подтверждающих факты хозяйственной деятельности.
Далее необходимо произвести начисление амортизации внеоборотных активов, исчислить фактическую себестоимость материалов, использованных в производстве, которая затем должна быть списана на соответствующие счета затрат.
Затем нужно провести полную инвентаризацию имущества и обязательств организации, и в случае несоответствия фактического наличия активов и обязательств данным бухгалтерского учета – отразить несоответствия на счетах бухгалтерского учета.
После этого необходимо закрыть счета 25, 26 и сформировать себестоимость произведенной продукции, а также рассчитать фактическую производственную себестоимость проданной продукции.
Следующий этап – определение результата от продаж. Для этого необходимо списать на счет продаж результаты произведенных коммерческих расходов, а также произвести расчеты, связанные с уплатой НДС.
Перед составлением годового отчёта заключительной записью декабря сумму чистой прибыли (убытка) отчётного года списывают со счёта 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции со счётом 84 «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)», а счёт 99 «Прибыли и убытки» закрывают. Эту операцию называют «реформацией баланса».
Ей предшествуют действия, связанные с закрытием субсчетов к счетам 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» внутренними записями по дебету и кредиту соответствующих субсчетов. При этом сами синтетические счета закрывают в конце каждого месяца, а записи на субсчетах производят нарастающим итогом с начала года с целью накапливания данных по отдельным статьям доходов и расходов и их представления в бухгалтерской отчётности.
СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ
АКТИВ БАЛАНСА (по группам статей)
- нематериальные активы;
- основные средства;
- доходные вложения в материальные ценности;
- финансовые вложения;
- запасы;
- налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
- дебиторская задолженность;
- денежные средства.
- валовая прибыль;
- прибыль/убыток от продаж;
- прибыль/убыток до налогообложения ;
- прибыль/убыток от обычной деятельности;
- чистая прибыль (нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).
СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ КАПИТАЛА
1. Величина капитала на начало отчетного периода. 2. Увеличение капитала – всего, в том числе:
- за счет дополнительного выпуска акций;
- за счет переоценки имущества;
- за счет прироста имущества;
- за счет реорганизации юридического лица (слияние, присоединение);
- за счет доходов, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета и отчетности относятся непосредственно на увеличение капитала. 3. Уменьшение капитала – всего, в том числе:
- за счет уменьшения номинала акций;
- за счет уменьшения количества акций;
- за счет реорганизации юридического лица (разделение, выделение);
- за счет расходов, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета и отчетности относятся непосредственно в уменьшение капитала. 4. Величина капитала на конец отчетного периода. 5. Резервы.
ПОКАЗАТЕЛИ ОТЧЕТА О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
Остаток денежных средств на начало отчетного периода.
Движение денежных средств по текущей деятельности.
Движение денежных средств по инвестиционной деятельности.
Движение денежных средств по финансовой деятельности.
Остаток денежных средств на конец отчетного периода.
РАЗДЕЛЫ ПРИЛОЖЕНИЯ
Нематериальные активы.
Основные средства.
Доходные вложения в материальные ценности.
Расходы по НИОКР.
Расходы на освоение природных ресурсов.
Финансовые вложения.
Дебиторская и кредиторская задолженность.
Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат).
Обеспечения.
Государственная помощь.
ИНФОРМАЦИЯ, СОДЕРЖАЩАЯСЯ В ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКЕ
- сведения о деятельности фирмы;
- изменения в учетной политике;
- сведения о финансовой деятельности, например, покупке акций других предприятий;
- сведения об инвестиционной деятельности фирмы, например, развитии материально-технической базы;
- информация о дочерних и зависимых обществах, например, размер доли в чужих уставных капиталах;
- сведения о реорганизации фирмы;
- события после отчетной даты и др.
Афоризм
Воду мы начинаем ценить не раньше, чем высыхает колодец.